Меню
16+

Городской округ Верхотурский

28.03.2018 16:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокуратура разъясняет

Автор: Сухитра Р.Л.
Помощник прокурора Верхотурского района юрист 2 класса

Защита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг

Защита прав потребителей в сфере оказания коммунальных услуг

Порядок предоставления коммунальных услуг установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Потребителю в жилом помещении могут оказываться следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Иные виды коммунальных услуг законом не предусмотрены.

Отношения по поводу оказания коммунальных услуг складываются между исполнителем, то есть юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю коммунальные услуги, с одной стороны, и потребителем, то есть собственником помещения в многоквартирном доме, собственником жилого дома, домовладения, а также лицом, пользующимся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющим коммунальные услуги, с другой стороны.

Особенностью отношений по поводу оказания коммунальных услуг на территории городского округа Верхотурский является то обстоятельство, что в качестве исполнителя соответствующей коммунальной услуги выступает ресурсоснабжающая организация, указываемая в договоре на оказание коммунальных услуг или в платежном документе (квитанции) об оплате коммунальной услуги в качестве исполнителя. На территории городского округа Верхотурский коммунальные услуги управляющими организациями не оказываются.

По общему правилу отношения по поводу оказания коммунальных услуг устанавливаются в письменном договоре, заключаемом между исполнителем и потребителем коммунальных услуг. Нередкой является ситуация, когда указанный договор на предоставление соответствующей коммунальной услуги между исполнителем и потребителем не заключается, а коммунальная услуга оказывается путем совершения сторонами действий, свидетельствующих о фактическом предоставлении и потреблении такой коммунальной услуги (конклюдентные действия). Законом установлено, что совершение сторонами указанных конклюдентных действий признается договором о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеуказанных Правил и договора о предоставлении коммунальных услуг.

В случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, у исполнителя возникает обязанность уменьшить размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен в разд. X Правил.

Закон предписывает потребителю при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги уведомлять об этом исполнителя коммунальной услуги, который вправе и обязан знать о таком факте и принять необходимые меры к устранению причин нарушения качества коммунальной услуги.

Распространенной ошибкой граждан являются случаи не оповещения о фактах нарушения качества коммунальной услуги исполнителя и привлечение к проверке управляющей организации, которая, как указано выше, коммунальную услугу соответствующего вида не оказывает. Другое дело, когда исполнитель был извещен потребителем о факте нарушения качества коммунальной услуги, с ним были согласованы дата и время проверки качества коммунальной услуги в жилом помещении потребителя, однако для проверки представитель исполнителя в указанное время не прибыл и о причинах своей неявки потребителя не известил. В этом случае к проверке качества оказываемой коммунальной услуги потребитель может привлекать иных незаинтересованных лиц, в том числе представителей управляющей организации.

Согласно Правил, результаты проверки качества оказываемой коммунальной услуги оформляются актом проверки, в котором указываются дата и время, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанный акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем коммунальной услуги.

Таким образом, при установлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества обязательным является определение даты и времени начала предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также даты и времени окончания периода нарушения качества коммунальной услуги. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующим актом проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, а также актом о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.

При соблюдении потребителем вышеуказанных положений закона возможно, в том числе в судебном порядке обязать исполнителя уменьшить размер платы за коммунальную услугу, оказанную ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, за расчетный период.

Защита прав потребителей коммунальных услуг возможна как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Судебный порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав потребителя коммунальной услуги предполагает обращение потребителя в суд с иском к исполнителю коммунальной услуги. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания потребителя коммунальной услуги либо по месту заключения или месту исполнения договора на оказание соответствующей коммунальной услуги.

Внесудебный порядок защиты нарушенных прав потребителя коммунальной услуги предполагает обращение гражданина с соответствующим заявлением в уполномоченные государственные органы.

Таковым уполномоченным органом выступает Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (адрес: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), структурное подразделение – отдел контроля по Северному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (адрес: 624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Л. Толстого, д. 40), который является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области.

Согласно Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц.

Таким образом, проведение проверки по обращениям граждан о возможных нарушениях прав потребителя коммунальной услуги является прерогативой Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Бездействие должностных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области может быть обжаловано в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6