Меню
16+

Городской округ Верхотурский

26.10.2018 10:17 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Всевидящее око

Автор: А.Ю. Филюшин
Зав. отделом экспертиз условий труда Серовского филиала ФГУЗ «ЦГиЭ в Свердловской области»

Рентгеновское излучение занимает особое место в широком спектре электромагнитных волн. Длина волны рентгеновского излучения находится между ультрафиолетовым и гамма-излучением.

Невидимые Х-лучи были открыты случайно немецким физиком Вильгельмом Рентгеном в 1895 году. За открытие и изучение свойств, прежде неизвестного физического явления, учёный получил в 1901 году Нобелевскую премию, а лучи были названы его именем.

В естественных условиях рентгеновское излучение почти не встречается, оно возникает при подаче электрического тока определённых характеристик на электроды с заданными свойствами, находящиеся в рентгеновской трубке. При выключении тока, излучение прекращается.

Свойства рентгеновских лучей: высокая проникающая способность и способность вызывать свечение некоторых материалов, широко используются в практике:

в медицине для проведения диагностических исследований и лечебных процедур;

в приборах для просвечивания грузов и багажа с целью выявления опасных или запрещённых к ввозу предметов;

в металлургии и химической промышленности для точного химического анализа веществ и материалов;

для выявления внутренних и невидимых дефектов при проведении строительных и сварочных работ;

в археологии для поиска пустот и металлических включений в массивах грунта;

в астрономии для наблюдения за космическими объектами и др.

Рентгеновское излучение высокоэнергетическое, оно обладает ионизирующим эффектом, то есть способностью разрушать тонкие молекулярные структуры, к которым относятся, например, белковые молекулы.

Ущерб здоровью от действия излучения прямо пропорционален полученной дозе. Неблагоприятное воздействие накапливается в организме. Установленный норматив для профилактического облучения населения 1 миллизиверт в год (мЗв/год). Для диагностических целей норматив не установлен, но за всю жизнь человек не должен получить дозу более 100 мЗв.

Для сравнения, доза, получаемая человеком:

при проведении внутриротовой рентгенографии – 0,005 мЗв;

один час полёта на самолёте – 0,01 мЗв;

флюорография грудной клетки 0,03 – 0,2 мЗв;

рентгенография грудной клетки – 0,1 мЗв;

маммография – 0,4 мЗв;

компьютерная томография 2 – 10 мЗв.

Большая доза рентгеновского излучения может вызвать нарушения молекулы ДНК в организме человека, что приводит к поражению органов и тканей. Особенно чувствительны к ионизирующему излучению: костный мозг и костная ткань, хрусталик глаза, щитовидная, половые и молочные железы, лёгочная ткань.

Среди наиболее неблагоприятных последствий повышенного облучения: повреждение костного мозга с последующим развитием заболевания кроветворной системы, повреждение хрусталика глаза и развитие катаракты, онкологические заболевания, наследственные клеточные мутации, лучевая болезнь.

Поэтому, при использовании рентгеновского излучения необходимо максимально защитить человека, работающего с рентгеновской аппаратурой, а также пациентов при проведении медицинских процедур.

Для защиты от ионизирующего излучения используется целый комплекс мероприятий: санитарные правила, регламентирующие работу с источниками излучения, гигиеническое нормирование, экранирование излучения, правила расположения оборудования, лабораторный контроль излучения, медосмотры и обучение персонала безопасным приёмам работы аварийные инструкции, систематический контроль исправности оборудования и др.

Ежегодная флюорография и разовые рентгенологические исследования не представляют опасности для здоровья. Вопрос о проведении компьютерной томографии, в каждом отдельном случае решается врачом в соответствии с клиническими показаниями. Врач учитывает накопленную дозу и даёт рекомендации на восстановительный период.

В историю болезни или в амбулаторную карту каждого пациента, после проведения рентгенологического исследования, вклеивается вкладыш (лист учёта дозовых нагрузок) с указанием полученной дозы. При проведении процедуры обязательно использование индивидуальных средств защиты из просвинцованных материалов (фартуки, юбки, воротники, пластины и т.д) для максимальной защиты необлучаемых частей тела. Так же максимально должны быть защищены лица, помогающие проводить исследование.

Открытие Рентгена значительно расширило возможности человека, но х-лучи невидимы и опасны для здоровья, поэтому, при использовании рентгеновского излучения следует строго соблюдать требования безопасности.