Меню
16+

Городской округ Верхотурский

10.06.2019 15:06 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Банкротство туроператора. Советы туристам

В связи с тем, что в последнее время участилось, так называемое, «банкротство туроператоров (турфирм)», что делать, если ваш туроператор (турфирма) – банкрот, и как вернуть деньги за путевку...

В связи с тем, что в последнее время участилось, так называемое, «банкротство туроператоров (турфирм)», что делать, если ваш туроператор (турфирма) – банкрот, и как вернуть деньги за путевку.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы следующие: после покупки туристической путевки обнаруживается, что туроператор банкрот, вследствие чего нет возможности выехать на отдых, либо уже находясь на отдыхе турист узнает, что номер в гостинице не оплачен, и нет возможности досрочно выехать обратно, поскольку обратные билеты тоже не оплачены. К кому обращаться в данном случае, чтобы вернуть деньги, и что можно взыскать?

Согласно ст.4.1 ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается

юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также — финансовое обеспечение). Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.

Таким образом, все туроператоры должны иметь финансовое обеспечение, это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств перед туристом, либо банковская гарантия. Без указанных договоров осуществление деятельности туроператоров запрещено. Сведения о внесении туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров можно проверить на сайте Федерального агентства по туризму.

Статьей 17.5 Закона установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая (ст.17.4 Закона). Из данной нормы следует, что в случае нарушения прав туриста, он имеет право обратиться с требованием о выплате ему страхового возмещения напрямую к страховщику. Данная норма введена для защиты туристов, если ваш туроператор банкрот, что стало особенно актуально в последнее время, когда пошло многочисленное банкротство туроператоров. Сведения о страховщике (гаранте) должны быть указаны в договоре согласно ст.10 Закона. В соответствии с данной статьей в договоре должны быть указаны: размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение. Следует отметить, что потребитель вправе обратиться напрямую к страховщику (гаранту) не при любых нарушениях его прав, а только если это является существенным нарушением условий такого договора.

В силу ст.17.4 Закона, существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся: неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению; наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта. Требование к страховщику должно быть письменным и соответствовать изложенному в ст.17.5 Закона, к нему турист обязан приложить следующие документы:

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);

копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала)

документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта. Такими документами могут быть: билеты, справки от авиакомпаний и гостиниц об отсутствии их оплаты со стороны туроператора и другие.

Письменное требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.

Необходимо отметить, что право на обращение туриста напрямую к страховщику не лишает его права обратиться с требованием об уплате денежной суммы и непосредственно к туроператору. Кроме того, в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, в требовании должны быть указаны реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба (ст.17.5 Закона).

Это же следует и из ст.17.4 Закона, в соответствии с которой гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Следовательно, перед обращением в банк, предоставивший банковскую гарантию, необходимо обязательное предъявление требования к туроператору. Обращение же в банк возможно только после получения отказа от туроператора добровольно удовлетворить требования туриста (потребителя), либо получение решения суда о взыскании с туроператора указанной денежной суммы. Без этих документов туристу будет отказано в удовлетворении его требования об уплате денежной суммы. Как и в случае со страховщиком, требования туриста должны быть удовлетворены гарантом не позднее 30 дней со дня получения требования.

В случае обращения непосредственно к туроператору, претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий (ст.10 Закона).

Необходимо отметить, что договор о реализации туристического продукта может заключаться туристом не только с туроператором, но и с турагентом, который может действовать как от имени туроператора, так и от своего имени. На практике, ссылаясь на данное обстоятельство, туроператоры часто утверждают, что их вины в нарушении прав потребителей нет, поскольку ответственность лежит на контрагентах, которые не выполнили свои обязательства по договору, поэтому именно к ним и необходимо предъявлять претензии. Однако это не так.

В силу ст.9 Закона туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Таким образом, именно туроператор отвечает перед потребителем (туристом) за нарушение условий договора третьими лицами, как турагентами, так и иными контрагентами туроператора (авиакомпании, гостиницы, экскурсоводы (гиды) и др.). Поэтому независимо от того, заключен ли договор турагентом от своего имени или от имени туроператора, в случае нарушения условий договора обращаться турист должен не к турагенту, а к туроператору, сведения о котором должны быть указаны в договоре. Так, согласно ст.10.1 Закона в договоре с туристом должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения).

Если требования туриста не будут удовлетворены туроператором, страховщиком или гарантом в установленный законом срок, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

В силу ст.17.4 Закона, иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Данное положение устанавливает право туриста на обращение с иском одновременно и к туроператору, и к страховщику. Однако необходимо учесть, что если ваш туроператор банкрот, то даже при удовлетворении судом иска к туроператору будет затруднительно получить с него присужденную сумму. Несмотря на банкротство туроператора такая возможность все-таки остается, при наличии решения суда данное требование можно предъявить при процедуре банкротства.

В случае нарушения условий договора, турист вправе требовать от страховщика (гаранта) во внесудебном порядке:

возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором;

выплату денежных средств, причитающихся туристу в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее — расходы по эвакуации).

При предъявлении иска в суд, кроме перечисленных требований, потребитель вправе потребовать взыскания неустойки за каждый день просрочки. Более того, с ответчиков также могут быть взысканы компенсация морального вреда, а также штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.

Получить профессиональную помощь в поиске разрешения проблемной ситуации на основании законодательства РФ о защите прав потребителей можно в консультационном пункте для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Свердловской области в г. Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах по адресу: 629992, Свердловская область, город Серов, улица Фрунзе, дом 5, кабинет 25. Телефон: 8(34385) 6-50-70.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1